Неврология детская
Квалифицированный детский невролог при первичном обращении к нему делает общий осмотр, который включает в себя: оценку физического развития, наличия пороков развития и стигм (внешние признаки генетических нарушений), оценку психического развития на момент осмотра, проводит детальный сбор анамнеза ( были ли неврологические нарушения в семье и у близких родственников ранее, другие хронические заболевания, не вынашивания беременности, как протекала настоящая беременность, роды, послеродовый период, как ребенок себя ведет, есть ли жалобы у родителей).
Два самых достоверных признака нормального психического развития ребенке грудного возраста - ранне появление способности правильно захватывать предметы [подушечками большого и указательного или среднего пальца] и ранее формирование речи. Правильное захватывание предметов пальцами формируется к возрасту 9-15 мес. Появление одного этого признака считают достаточным доказательством сохранности нервной системы ребенка. Аналогично появление речевых навыков к возрасту 1 года свидетельствует о нормальном психическом развитии ребенка. Тем не менее и некоторые нормальные дети начинают говорить только в возрасте 3-4 лет. Для оценки основных этапов развития ребенка хорошо подходит Денверский тест развития. Данный тест позволяет в процентах оценить степень развития грубой и тонкой моторики, речи, а также личностных и социальных контактов, соотносимых с возрастными периодами в 1 год. Денверский тест развития не предназначен для оценки интеллекта. Точная оценка интеллектуальных функций возможна у детей старше 4-5 лет с помощью формализованного психометрического обследования. Хотя тесты на когнитивные функции, такие, как шкала Бейли для грудных детей, и позволяют получить некоторые данные о нормальном развитии, их результаты плохо коррелируют со стандартизированными тестами на интеллект, применяемыми у детей 4-5 лет и старше.
Ниже представлены основные этапы развития детей первых 2 лет жизни.
■ 1-3 мес: самостоятельно улыбаются.
■ 6-8 нед: улыбаются в ответ на улыбку взрослых.
■ 4-6 мес: протягивают руку к предметам.
■ 12-16 нед: следят глазами за предметом в диапазоне 180°.
■ 9-15 мес: начинают пить из чашки, формируется правильный захват предмета пальцами.
■ 6 мес: лепечут, имитируют слова.
■ 15-18 мес: комбинируют слова.
■ 2-й год жизни: формируется способность различать цвета.
■ 2-6 мес: могут стоять (удерживать массу тела) с поддержкой.
■ 7-10 мес: самостоятельно сидят.
■ 9-11 мес: могут стоять без поддержки.
■ 9-18 мес: начинает самостоятельно ходить.